КИЕВ (QHA) -

Общий стиль первого заседания рабочей группы по выработке новой редакции 10 раздела Конституции Украины, посвященной Крымской автономии (о котором мы рассказывали в ленте новостей 24 мая) можно было охарактеризовать, как «буря и натиск».

Ведь тогда в результате мозгового штурма законодателей и экспертов-правоведов к рассмотрению был предложен широкий спектр вопросов, касающихся проблематики реализации права крымских татар на самоопределение (как коренного народа полуострова), осложненной ныне временным присутствием в Крыму оккупантов.

А вот на втором был продемонстрирован более функциональный подход, местами напоминающий обычную бюрократическую рутину. Председатель рабочей группы, доктор юридических наук и бывший Судья Европейского Суда по правам человека Владимир Буткевич ознакомил присутствующих с теми идеями, которые в письменном виде поступили в секретариат комиссии за прошедшую неделю.

Среди них было и предложение руководителя Главного юридического управления украинского парламента Михаила Теплюка – в рамках рабочей группы создать подгруппу из числа опытных юристов, которые за короткий срок смогли бы выработать концепцию необходимых изменений.

Вероятно, речь идёт не столько о содержательных рамках предполагаемых изменений в Основной закон, но и об алгоритме деятельности рабочей группы, т.е. о её своеообразном внутреннем регламенте. Не случайно Рефат Чубаров отметил, что текст концепции должен стать техническим заданием для функционирования рабочей группы.

Бывший нардеп, автор проекта Избирательного кодекса Украины (которому так и не суждено было вступить в силу из-за сложившейся политической конъюнктуры) Юрий Ключковский несколько скептически отнесся к созданию еще одной структуры, в рамках уже действующей. Мол, его законодательный опыт показывает, что конечный продукт частенько выходит за рамки ранее утвержденных концепций, так к чему же наперёд себя ограничивать?

Впрочем, как мы писали в предыдущем обзоре, о полномочиях рабочей группы спорили еще на первом заседании рабочей группы. И тогда народный депутат Леонид Емец отметил, что четкое следование проблематике работы группы в практическом плане увеличивает шансы прохождения изменений в Конституцию через парламент:

— Ведь для этого нужно конституционное (300) большинство голосов в Верховной Раде,— пояснил законодатель.

Но поскольку дело идет не только о тематике изменений в Основной закон, но и о способе их достижений, Емец одобрил идею разработки концепции, проведя аналогиию с формированием детской психики:

— Моему сыну два года. А дети в этом возрасте интенсивно познают мир. Он иногда что-то сделает, а потом оглядывается на взрослых, словно пытается определить рамки дозволенного. Таким образом,  для него устанавливается своя концепция «Можно-нельзя!».

На прошлом заседании экс-министр юстиции Сергей Головатый предложил для более эффективной работы всех членов комиссии вооружить их необходимым стосом документов, начиная с Конституции, заканчивая международными конвенциями. А эксперт Наталья Белицер в письме в секретариат обозначила, какие именно документы международного права желательно всегда иметь под рукой.

Наш постоянный комментатор профессор Борис Бабин обратил внимание присутствующих на то, что при использовании международных документов следует с осторожностью относиться к переводам на русский и больше ориентироваться на изначальную английскую версию, поскольку Москва в своих интересах иногда специально искажает смысл зафиксированных международных трактовок произвольным подбором синонимов при переводе.

Свои же предложения к работе рабочей группы он также разместил на своей странице в Фейсбуке.

После краткого ознакомления с сутью полученных предложений была создана подгруппа для выработки концепции изменений. При индивидуальном подборе кандидатов в её состав, включая и процедуру самовыдвижения, кто-то из присутствующих юристов пошутил:

— Еще немного и эта подгруппа не будет уступать в численности общему числу членов Конституционной комиссии.

Но в итоге здравый смысл победил и в состав подгруппы вошли лишь 12 опытных знатоков-правоведов.

По итогам заседания председатель рабочей группы Владимир Буткевич отметил в беседе с корреспондентом QHA:

— Сегодня мы определили персональный состав подгруппы, которая за три дня обязалась выработать проект концепции изменений в 10-й раздел Конституции Украины. На следующей недели эта дюжина активистов соберется на специальное заседание, где этот проект будет предварительно одобрен, после чего он будет разослан всем членам рабочей группы, и еще через неделю должен быть окончательно утвержден, с учетом замечаний всех: и правоведов-конституционалистов, и наших экспертов из среды общественного сектора.

Крымский - 10-й раздел Конституции включает в себя только шесть статей Основного закона (со 134 по 139), но в ходе обсуждения всех вопросов, связанных с проблематикой аннексированного полуострова и, в первую очередь - со статусом коренного народа, наверняка могут быть разработаны интересные предложения, которые выходят за рамки собственно конституционных изменений. Смогут ли эти законодательные инициативы рабочей группы позже быть использованы в других нормативно-правовых документах? - уточнил кореспондент агентства «Крымские новости» у Владимира Григорьевича.

— Безусловно. Несмотря на нашу сосредоточенность вокруг изменений в Конституцию, следует отметить, что проблематика обеспечения прав крымскотатарского народа может быть дополнительно регламентирована и другими отдельными законами Украины, и Указами президента или Постановлениями Верховной Рады и отдельными национальными программами.

Поэтому все интересные и перспективные идеи в этом плане мы направим обладателям права законодательной инициативы - депутатам, правительству, президенту. Ведь в составе рабочей группы - представители всех ветвей власти, а для существенного изменения ситуации одной лишь корректировки текста Основного закона страны явно недостаточно. Поэтому наша группа может подготовить все необходимые проекты законов, направленные на реализацию тех положений 10-го раздела Конституции, которые будут изменены.

А там, где нет необходимости принимать специальный закон, возможно, будет достаточно указа президента, для него мы тоже подготовим проект своих предложений. Возможно, некоторые вопросы можно будет решить средствами подготовки отдельных деклараций или государственных программ, поэтому мы можем подготовить и документы такого статуса и направить их для использования в работе в соотвествующие структуры исполнительной власти.

Собственно, исходя из всего сказанного, нам и нужно выработать концепцию, чтоб определить – какие вопросы должны регламентирооваться Конституцией, какие - законом, какие - указом президента или иными нормативными документами.

Юристы - народ дотошный, поэтому настроены на качество принимаемых документов. Простых читателей, вероятно, интересует и количественный аспект грядущих изменений. Поэтому QHA спросило у представителя Секретариата Конституционной комиссии Константина Красовского:

На сколько процентов, по Вашим прогнозам, обновится текст 10-го раздела Конституции Украины после завершения работы комиссии и одобрения предложенных изменений в парламенте?

- Сейчас это трудно предугадать, тем более, еще до выработки самой концепции изменений. Но по аналогии с работой других рабочих групп, работавших над изменениями в иные разделы Основного закона, можно с уверенностью сказать, что это не обязательно будет стопроцентная модификация.

- Впрочем, исходя из теории публичного администрирования, можно предположить, что работа любой структуры над изменениями ранее существующих правил находится между двумя крайними точками: не делать ничего (0% новаций) или всё поменять (100%)  Но а в реальной жизни, думаю, нужно исходить из этого: все что хорошо работает - менять не стоит, а там, где что-то не работает или требует определенной корректировки - нужны изменения.

Среди тех, кто уже направил свои предложения в секретариат Конституционной комиссии была и директор Научно-иследовательского института государственного строительства и местного самоуправления Национальной академии правовых наук Украины, заведующая кафедры госстроительства Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого, доктор юридических наук Светлана Серёгина:

- Мои предложения касались главного: проблем реализации норм Конституции, касающихся статуса республики Крым, для того, чтобы закрепить в Конституции Украины право крымскотатарского народа на самоопределение через реализацию их права на национальную Крымскотатарскую автономию. Кроме того, мы с коллегами предложили некоторые свои наработки, касающиеся усовершенствования правового регулирования механизма реализации власти в АРК.

Разработали и вопросы к дискуссии. Первый нам нужно четко усвоить: Крым - это республика или автономия? Второе: целесообразно ли ставить вопрос о наличии собственной Конституции, если это - не субъект федерации, может быть лучше использовать иной учредительный документ, скажем-  Устав? Вызывает споры и другой вопрос: насколько правильно именовать органы власти в Крыму - Верховным Советом и Совмином, поскольку такие именования государственных учреждений свойственны для федеративного устройства страны, а Украина - государство унитарное. Важно также каким-то образом закрепить участие крымских татар в принятии решений на общеукраиском уровне, чтобы у нас был механизм учета их интересов.

Приходилось слышать мнение, в том числе и от украинских патриотов, о том, что пока Крым аннексирован, не стоит осуществлять никаких  законодательных новаций по его статусу. Мол, как произойдет деоккупация - тогда и поговорим. Как Вы относитесь к такому подходу? - спросил журналист агенства у Светланы Григорьевны:

- Я думаю, что подобный подход - ошибочный. Более того, считаю, что мы давно должны были заняться этим вопросом, чтобы продемонстриовать себе и миру, а главное - крымским татарам, что Украина не оставила их в сложную минуту, а наоборот - закрепляет в своем законодательстве дополнительные права коренного народа.

В общем, впереди у рабочей группы - выработка концепции, и лишь после этого она перейдёт к рассмотрению проблематики по существу.

Отметим, что на последнем заседании рабочей группы и Светлана Серёгина, и председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров предложили обобщить все поступившие предложения по изменениям в законодательство в виде сравнительных таблиц, с помощью которых удобно было бы сопоставлять старую редакцию статей Основного закона с новыми законодательными новациями, в том числе, и с альтернативными. В отдельной графе можно будет разместить и информацию о мировом опыте реализации права коренных народов на самоопределение, со ссылками на международно-правовые документы и на национальное законодательство других стран.

Александр Воронин

ФОТО: QHA, интернет

QHA