КИЕВ (QHA) -

Можно ли назвать патриотичной власть, если ей нет дела до своих территорий?

Сейчас для всех стал очевидным прокол нашего внешнеполитического ведомства: на международном уровне вопрос снятия санкций Кремль ловко и небезуспешно для себя ограничивал Минскими соглашениями по Донбассу.

Отрадно все-таки, что 17 июня представители ЕС несколько опомнились и продлили санкции против РФ еще на год.

Но стоит ли упрекать иностранцев в склерозе и напоминать им, что изначально санкции вводились именно из аннексии Крыма, если проблемой восстановления территориальной целостности страны не сильно озабочены даже многие представители отечественной власти?

Спустя два года и три месяца после оккупации полустрова Россией у Украины по-прежнему нет утвержденной комплексной стратегии его реинтеграции. Есть лишь отдельные разрозненные наработки общественных организаций и аналитических центров.

Правда, успели создать министерство по делам оккупированных территорий, хотя профильный министр Вадим Черныш, как и его куратор вице-премьер Владимир Кистион, так и не соизволили посетить парламентские слушания, посвященные тематике их непосредственной компетенции – «Стратегии реинтеграции в Украину временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополь».

Напомним, что на следующий день спикер парламента Андрей Парубий вынужден был отказаться от проведения вечернего пленарного заседания: выяснилось, что многие законодатели свой патриотизм решили проявить не в поисках путей возвращения утраченных территорий, а в желании покричать «Слава Украине!» на французском футбольном стадионе.

Как мы уже знаем, массовое депутатское «болельщицтво» в Лионе нашей сборной не помогло, зато чартерный полет народных избранников за границу ознаменовался куда более массовыми риторическими вопросами в соцсетях: «Уместно ли такое, когда идет война?»

В отличие от пленарных заседаний Рады, для парламентских слушаний регламент не предполагает строгого кворума. Но тех немногочисленных депутатов, которые были в зале в среду, общественность знает хорошо, поскольку их жизнь и деятельность так или иначе были связаны с Крымом. В тот день все они выступили с парламентской трибуны.

Высказали свое мнение на слушаниях и два некрымчанина – Сергей Власенко и Алексей Гончаренко, председатель и секретарь профильного комитета по делам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления, организовавшего подготовку к дискуссии.

Одессит по происхождению Алексей Гончаренко, кстати, еще и возглавляет межфракционное депутатское объединение «Крым», собравшее неравнодушых к крымской проблематике депутатов.

Вступительное слово произнесла вице-спикер, галичанка Оксана Сыроед, прошедшая в парламент по спискам «Самопомощи». В зале видели и заглянувшего на огонек ее единомышленника Олега Березюка, возглавляющего фракцию партии львовского мэра.

Кстати, кто-то из коллег-журналистов отметил, что накал критики исполнительной власти за бездействие в решении крымского вопроса в речи Сергея Власенко объясняется его фракционной принадлежностью к «Батькивщине». Напомню, что фракция Юлии Тимошенко, как и возглавляемые упомянутым Олегом Березюком, а также Олегом Ляшко, хоть и относят себя к демократическому лагерю, но формально не входят в правящую коалицию.

Тем не менее, очевидно, что, несмотря на естественную политическую конкуренцию за голоса будущих избирателей, по некоторым вопросам у ответственных политиков  должно проявляться единство в целях с возможными нюансами в средствах их достижения. Крымский вопрос – именно такой.

Несмотря на это, он часто остается в тени, как отметила директор информационного агентства QHA, член Меджлиса крымскотатарского народа Гаяна Юксель:

– Украинская власть вспоминает о нем либо в контексте событий, которые имеют место быть на оккупированной территории,  к сожалению, поводов очень много: постоянные аресты, обыски, пропажи людей, – либо когда наступают какие-либо даты: начало оккупации Крыма, 18 мая – День геноцида крымскотатарского народа.

Будем надеяться, что отсутствовавшие депутаты и министры в тот день работали в удаленном режиме, смотрели онлайн-трансляцию слушаний по телеканалу «Рада» или хотя бы на следующий день ознакомились с его стенограммой на портале Верховной Рады, чтобы внести и свой вклад в общее дело деоккупации Крыма.

На этом я мог бы завершить описательную, репортажную часть своего обозрения и перейти к его аналитической составляющей, если бы не еще один момент.

Генеральный директор первого крымскотатарского канала АТR Ленур Ислямов так закончил свое эмоциональное выступление:

– Требую, чтобы пока мы не вернули Крым, пока мы его не освободили, вот этот флаг, который мы здесь повесили, висел и напоминал всем депутатам Украины, что Крым – это Крымскотатарская Автономия в составе Украины, которую надо возвращать!

Естественно, эти слова руководителя Гражданской блокады Крыма были вознаграждены искренними аплодисментами.

Тем не менее, на следующий день национальный флаг крымских татар, вывешенный возле панно с изображением арестованных крымчан, был кем-то снят, не оставшись на трибуне даже до Дня крымскотатарского флага, 26 июня. Но хочется верить, что это – не жест нелояльности к коренному народу Крыма со стороны украинских политиков, а формализм технического персонала парламента.

К тому же 17 июня глава Меджлиса Рефат Чубаров успокоил общественность и пообещал, что для крымскотатарского флага в стенах ВРУ обязательно найдется почетное место.

Проблем больше, чем позитива

Открыл экспертную дискуссию доклад Первого заместителя Министра по делам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Юсуфа Куркчи.

Он отметил, что основными направлениями работы нового ведомства являются обеспечение прав и свобод переселенцев, восстановление районов, пострадавших от вооруженного конфликта, а также последующая реинтеграция временно оккупированных территорий.

Замминистра выразил надежду, что в этой стратегии, кроме анализа текущей ситуации и определения приоритетности задач, найдется место и формированию образа будущего:

– Создание правовой модели Крыма с четко определенными в Конституции Украины законами о Верховной Раде Автономной Республики Крым и органах местной власти. Одним словом, должен быть полный перечень законов, в которых будут четко прописаны все общественные отношения в  Крыму.

По мнению, оратора найти оптимальные варианты решения задач невозможно без объединения усилий всех органов власти и энергии общественности.

Замминистра юстиции Сергей Петухов отчитался о том, как Минюст добился изменений в Гражданский кодекс, позволяющих оперативно получать свидетельства о рождении и смерти украинских граждан на оккупированных территориях по упрощенной процедуре.

К сожалению, подобных удач на счету исполнительной власти не так много.

Выступивший с трибуны представитель фонда «Майдан иностранных дел» Юрий Смелянский вынужден был отметить:

– Вся государственная политика Украины в отношении оккупированных территорий до сегодняшнего дня формировалась в модели создания ложных реальностей: официально нет войны с Россией, но есть оккупированные Россией территории и граждане, которые бегут с этих территорий от войны и оккупации.

У нас вначале принимают закон об оккупированных территориях с гарантиями соблюдения прав граждан, оказавшихся в оккупации, а потом голосуют за закон о свободной экономической зоне, согласно которому жители Крыма стали для своей страны нерезидентами, ограниченными в правах, – констатировал эксперт. 

Кстати, именно этот фонд первым из общественных организаций в стране – еще в 2014-м году – представил на суд общественности стратегию деокупации Крыма.

В активе других активистов негосударственного сектора, правозащитников – борьба за соблюдение прав человека на аннексированном полуострове, в том числе и постоянный мониторинг репрессивной политики оккупантов.

Очевидно, что на фоне репрессий против крымских татар и других патриотов украинской государственности общественность больше информирована об их борьбе за свои политические права, чем о повседневных нуждах других наших соотечественников в Крыму. Ведь постоянно нарушаются даже элементарные хозяйственные и бытовые потребности простых людей, в том числе далеких от политики.

Причем иногда (словно нагрузка к российской оккупации) подобные неудобства исходят и от устаревших украинских инструкций и законов. К примеру, в силу житейских обстоятельств многим бывает нужно посетить материковую Украину. Поэтому заместитель председателя Государственной службы Украины по вопросам Автономной Республики Крым и города Севастополя Зарема Озенбаш предложила облегчить автомобильное сообщение для крымчан. Дело в том, что при перевозке личных вещей существуют определенные ограничения по весу и габаритам. Однако все попытки ведомства изменить этот порядок тормозятся на более высоком уровне. Есть проблема и в деле получения украинских автомобильных номеров.

Вообще доклад представителя ведомства, которое в данное время реорганизуется в министерство по делам оккупированных территорий, касался многих проблем крымчан, как тех, что были вынуждены переехать на материк, так и тех, кто остается в аннексированном Крыму.

Также от исполнительной власти на слушаниях выступила единственный министр, присутствовавший в зале заседаний, – Министр образования Лилия Гриневич, которая проинформировала собравшихся о дорожной карте получения высшего образования крымчанами-выпускниками средних школ.

Особенно много в тот день говорилось об ошибочности принятых Кабмином изменениях в постановление №637, касающихся порядка оказания социальной помощи внутренне перемещенным лицам, о чем QHA уже информировало читателей.

Характерно, что параллельно с проведением парламентских слушаний в тот же день активисты из числа переселенцев начали бессрочное пикетирование помещения Министерства социальной политики с требованием снять с занимаемой должности Павла Розенко  вице-премьера, курирующего в правительстве социальную сферу.

В прочем, в тот же день замминистра новообразованного профильного министерства Георгий Тука несколько утешил переселенцев, сообщив:

– К постановлению №637 был разработан ряд поправок, которые касаются комиссий, контролирующих переселенцев.

И все же дискуссия принесла плоды

Пусть даже эта тематическая общественно-парламентская дискуссия состоялась лишь на 846-й день оккупации Крымского полуострова (в прошлом году проводились лишь комитетские слушания), определенные результаты есть. Пусть пока не в оглашении найденных рецептов, но хотя бы в коллективной попытке сформулировать задачи власти.

Как это заведено в конце подобных мероприятий, участники поддержали проект рекомендаций слушаний. Констатирующая часть документа представляет собой хронику российского беспредела в Крыму с 2014 года и попытки нашей власти (увы, чаще – неудачные, половинчатые и запоздалые) среагировать на эти вызовы.

Зато рекомендательная («постановляющей» не назовешь, ибо статус общественной дискуссии, пусть и проведенной в стенах парламента, не имеет императивного мандата), собственно, и состояла из рекомендаций органам власти.

Президенту Украины как гаранту ее Конституции рекомендовано выступить инициатором изменений в Основной закон государства, предусматривающих признание крымскотатарского народа коренным народом Украины, и рассмотреть вопрос оптимизации административно-территориального устройства страны, устранив особый статус Севастополя и изменив статус АРК на Крымскотатарскую автономную республику.

Участники слушаний также высказывались за то, чтобы при президенте Украины был создан совещательный орган по вопросам деоккупации и реинтеграции Крыма в Украину. Казалось бы, раз есть аналогичное профильное министерство, зачем плодить такие же структуры при президенте? Но, возможно, логика этого пожелания исходит из современных отечественных реалий.

Во-первых, президент – не только гарант Конституции и соблюдения прав граждан страны, но и ее Верховный главнокомандующий, и в условиях необъявленной войны именно его структура может оперативнее реагировать на ситуацию, чем бюрократическая иерархия Кабмина.

К тому же речь идет не столько о новой структуре власти, сколько именно о совещательной институции, привлекающей к своей работе широкий спектр экспертов и заинтересованной общественности.

Немало пунктов рекомендаций адресовано законодательному органу власти, еще больше – исполнительному. Но существует давняя практика анализа рекомендаций парламентских слушаний в юридическом управлении Верховной Рады с последующей редакционно-стилистической правкой перед утверждением документа депутатами. Поэтому мы представим этот документ нашим читателям позже.

В конце хотелось бы вспомнить тезис выступления председателя профильного комитета Сергея Власенко о том, что у нас в стране отсутствуют какие-либо стратегии в любой сфере человеческой деятельности. Вероятно, это связано с тем, что каждый новый правитель стремится начать жизнь с чистого листа, забывая тезис о непрерывности власти и кладя под сукно даже неплохие идеи своих предшественников, словно и не было четверти века новейшей украинской государственности. Да, с ее утратами и поражениями, с предателями и коррупционерами, но также и с подвижниками, героями, энтузиастами и профессионалами своего дела.

Между тем, на одном из круглых столов от эксперта-международника довелось услышать факт, что в свое время представители одной из бывших республик СССР приезжали к нам в Раду изучать опыт проведения парламентских слушаний, а также практику ежегодных обращений Президента к парламенту и народу. Так вот, в этой стране не только успешно внедрили наш опыт среднесрочного планирования, но и дополнили каждый пункт списком ответственных ведомств, сроками исполнения и соответственным ресурсным обеспечением.

Одним словом, планов имеется много, но общую их цель лаконично выразил Рефат Чубаров:

– Необходимо максимально консолидировать наших партнеров, чтобы заставить Россию вернуться в пределы международного права и, соответственно, возобновить территориальную целостность Украины. Не может быть расставленных приоритетов: во-первых, Донбасс, а потом  Крым. Всё имеет одну цель: возобновление территориальной целостности Украины. Единая граница  единые санкции. Война началась с Крыма, и война должна завершиться возвращением Крыма.

А для этого, по мнению председателя Меджлиса крымскотатарского народа, сегодня необходима максимальная сплоченность всей крымской общественности на материковой Украине.

Александр Воронин

ФОТО: QHA, интернет

QHA