КИЕВ (QHA) -

Вопрос о достойной оплате труда для новой категории государственных служащих – госсекретарей министерств на круглом столе в институте имени Горшенина, прошедшем 26 октября, был не главным, хоть и выглядел естественным образом среди аналогичных тематических обсуждений последнего времени. Вспомните, какой общественный резонанс вызвало недавнее решение законодателей существенно поднять себе жалование!

По стечению обстоятельств, дискуссия о кадрах наших госслужащих высшего ранга и о конкурсах, направленных на их обновление, а также об уровне оплаты «провайдеров реформ», проходила в тот же день, когда на заседании Кабмина премьер-министр Владимир Гройсман озвучил намерение власти поднять с января «минималку» в стране чуть ли не в два раза.

Народный депутат Алена Шкрум, представляя информацию о предполагаемой новации – внедрении института государственных секретарей, которые войдут в штат большинства наших министерств уже с самого начала следующего, 2017-го, бюджетного года, отметила:

– Ставка оклада госсекретарей – чуть более 12 тысяч гривен, но вместе с премиальными и доплатами может достичь уровня, соразмерного с доходами первых лиц государства: от 30 до 40 тысяч гривен, при условии, что будет задействован и механизм европейских доплат, согласно с нашими договоренностями с представителями европейских структур.

Напомним, что новый закон Украины о государственной службе был принят еще в конце прошлого года, хотя, по словам законодателя:

– Сам закон – еще не реформа. Важнее – его импламентация. На практике же достоинства закона и самого процесса обновления кадров люди будут оценивать по результатам тех конкурсов, которые проводятся в стране в ходе общей реформы государственного управления, тем более, в ходе назначения победителей конкурсов на занятие таких знаковых должностей в системе исполнительной власти, как государственные секретари при министерствах.

Менеджер группы «Реформа публичной администрации» Реанимационного пакета реформ Николай Выговский согласился с этим и призвал отказаться от популизма, при котором власть боится дразнить "гусей" общественного недовольства:

Кабинет Министров вместо того, чтобы установить понятный размер заработной платы, начинает как-то делать это многоходовками: устанавливает оклад, устанавливает две надбавки. Сейчас есть возможность, чтобы платить государственным секретарям 50 тысяч гривен, условно говоря. Но не хватает политической воли сказать это публично. Вместо этого, чтобы не обвинили в установлении себе высоких зарплат, начинаются манипуляции: повышение зарплат непрозрачно, без надлежащего информирования общества. Это все популизм, который вредит реформам в Украине. Топ-менеджмент страны должен надлежащим образом оплачиваться, чтобы не было желаний или соблазнов поддаться манипуляциям каких-то групп, – отметил эксперт.

Губернатор – не продавец мобилок, а категории «А» и «Б» – не только разновидность водительских прав

Конкурсы на новую должность - госсекретаря министерства Кабмин объявил лишь недавно, и они будут проводиться позже, но значительную часть времени на круглом столе было посвящено анализу того, как проходят конкурсы на замещение вакансий среди других госслужащих категорий «А», «Б» и «В».

Напомним, что в свое время принятие нового закона являлось одним из условий выполнения Украиной Соглашения о финансировании, в соответствии с которым осуществляется поддержка реформ в Украине со стороны ЕС. В первом чтении закон приняли 23 апреля 2015-го, во втором – только в конце прошлого года  10 декабря. За реформу госслужбы во втором чтении и в целом проголосовал 261 народный депутат, а во время подготовки законопроекта поступило более 1,3 тысячи поправок.

Как известно, закон вступил в силу 1 мая текущего года, а институт госсекретарей министерств заработает с 1 января следующего.

О госсекретарях  несколько позже, сначала  о категориях и рангах. Перед тем как раскрывать новые кадровые новации, напомним об иерархии старых, в соответствии с новациями обновленного «табеля о рангах».

Должности службы теперь подразделяются на категории в зависимости от порядка назначения, характера и объема полномочий, квалификации и компетентности: «А» (высший корпус государственной службы) – госсекретаря Кабмина и его заместителей, госсекретарей министерств; руководителей центральных органов исполнительной власти, руководителей аппаратов Конституционного суда Украины, Верховного суда и других; председателей местных госадминистраций и прочих руководителей госслужбы; «Б» (должности) руководителей структурных подразделений и их замов; «В» другие должности, не отнесенные к категориям «А» и «Б», собственно, специалисты.

Также устанавливается 9 рангов госслужащих «В» – это вид специальных званий. Тем, кто занимает должности категории «А», присваиваются 1-й, 2-й или 3-й ранг; «Б» 3-й, 4-й, 5-й, 6-й ранг; «В» с 6-го по 9-й ранг. От ранга и категории будут зависеть размер зарплаты и требования к служащим. Очередной ранг в пределах соответствующей категории присваивается через каждые три года с учетом результатов его работы (или за особые заслуги вне срока). Служащий может быть лишен ранга только по решению суда.

Действие принятого в том году закона о госслужбе распространяется на госслужащих секретариата Кабмина, министерств и других центральных органов исполнительной власти, местных госадминистраций, органов прокуратуры, военного управления, заграничных дипучреждений и других госорганов.

В то же время, под действие закона больше не попадают президент, глава Администрации и его замы, члены Кабмина, замы министров, глава и члены Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания, Антимонопольного комитета, Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции, ЦИК и др. Также закон не распространяется на секретаря СНБО, народных депутатов, служащих НБУ, депутатов местных советов, судей, прокуроров, военнослужащих, правоохранителей и работников патронатных служб и других.

То есть, по умолчанию подразумевается, что большинство из второго перечисленного списка – политические деятели, которым не возбраняется иметь определенную партийную заангажированность и, скажем, в ранге министра не только смотреть за тем, как работает собственный аппарат, но и как в целом исполняется коалиционное соглашение межпартийных сил.  

Государственным служащим, естественно, может стать тот, кто пройдет конкурс. А патронатные должности (советники, пресс-секретари, помощники. – Ред.) традиционно формируются с субъективным фактором, то есть, руководитель всегда сам себе выбирает, хотя и на эти должности объявляется уже внутриведомственный конкурс.

На нынешнем этапе проведения конкурсов не все из экспертов довольны процессом. Непрозрачностью информации о проведении конкурсов и об установленных окладах для госслужащих вышеупомянутый Николай Выговский объясняет и далекую от уровня конкурсов в творческие вузы конкуренцию при отборе кандидатов на их замещение:

– Для меня очень странной является ситуация, когда на должность руководителя облгосадминистрации претендует два десятка человек, что примерно можно сравнить с конкурсом на должность продавца мобильных телефонов в центре Киева. 20 человек на место это не конкурс, это нонсенс, – отметил «реанимолог» и призвал сделать конкурс кандидатов на должность госсекретарей украинских министерств максимально прозрачным.

В свою очередь, эксперт проанонсировал создание активистами РПР механизма мониторинга таких конкурсов с тем, чтобы широкая общественность в случае чего показала красную карточку наиболее одиозным личностям или для того, чтоб не наблюдалось какого-то политического, родственно-земляческого, либо какого-либо иного лоббирования той или иной кандидатуры.

Но, как говорят специалисты, иногда случается, что общий уровень соискателей должностей госслужащих не выдерживает никакой критики. И дело даже не в общей филологической неграмотности отдельных победителей конкурса на замещение должности главы облгосадминистрации, как это было с нардепом Савченко, назначенным на днях в руководство Николаевской области.

– Восемь конкурсов из 40 на властные должности категории «А», которые проводятся по новому закону о государственной службе, завершились без победителей, – отметил в ходе дискуссии глава Национального агентства Украины по вопросам государственной службы  Константин Ващенко. – Среднее количество лиц, которые подаются на конкурсы категории «Б» достигает пяти человек, по категории «А» – 12. Если вспомнить ситуацию годичной давности, до вступления в силу закона, то менее двух людей на место в районе, в области подавалось на должность.

При этом Ващенко признал, что количество претендентов не всегда соответствуют качеству, поэтому часто комиссии не удается найти достойного человека на замещение той или иной вакансии.

На смену генеральным секретарям пришли государственные

Люди старшего поколения при слове «секретарь» вспоминают наших бывших генеральных секретарей ЦК КПСС – Сталина, Брежнева или Горбачева, для молодежи – это скорее определение должности технического помощника любого шефа, отвечающего за коммуникации офиса. А вот те, кто интересуется политикой, скажут, что Государственный секретарь – это аналог министра иностранных дел в американском правительстве, дополнительной популяризации бренда которого послужили три сезона одноименного телесериала.

А еще была такая должность в министерствах во время второй президентской каденции Леонида Кучмы, подсмотренная не столько в российском дореволюционном прошлом (аналог – должность «товарищ министра»), сколько в истории и в современности у европейцев.

У тех же французов должность была учреждена еще в середине XVI столетия при королевских дворах Валуа и Бурбонов, но сохранилась и до нынешней Пятой республики. Некоторые участники круглого стола лично присутствовали на конкурсах соискателей на эту должность непосредственно во Франции, где изучали у коллег соответствующий опыт и при этом высоко оценили тамошний уровень отбора соискателей на государственные вакансии.

– Введение должностей госсекретарей в странах, которые сделали это недавно, в течение года, показало начало экономического роста. Настолько большой эффект, потому что это другое качество управления работой министерств и, соответственно, управления отраслями в целом. У нас же вся госслужба должна обновиться лет за пять-семь, – заметил Николай Выговский в одном из телевизионных интервью еще в начале процесса.

 

Идею отделить политическую функцию наших министерств от административной у нас вынашивают давно и именно для этого и хотят реанимировать институт министерских госсекретарей. Кто ж они такие, эти госсекретари?

Госсекретарь – это чиновник категории «А», который избирается на конкурсе. Основная его обязанность – руководить аппаратом министерства. Причем он остается на должности даже при смене Кабмина, что, по сути, делает его независимой фигурой.

Кандидатом на должность государственного секретаря министерства может быть гражданин Украины, имеющий высшее образование, общий стаж работы не менее семи лет, включая опыт управленческой работы не менее трех лет, и отвечает другим требованиям, определенным законом. Госсекретарь назначается сроком на пять лет по представлению Комиссии по вопросам высшего корпуса государственной службы с правом повторного назначения.

12 октября Кабинет Министров объявил конкурс на замещение должностей государственных секретарей министерств АПК, внутренних дел, экологии и природных ресурсов, экономики, энергетики, инфраструктуры, информационной политики, культуры.

Алена Шкрум, говоря об отборе кандидатов на эту должность, отметила некоторые нюансы:

– Главное – это полномочия государственного секретаря, чтобы не было конфликта секретаря с министром. Возможности для государственного секретаря внедрять политику министра, но при этом делать это не слепо, а давать какие-то правовые возможности, давать советы, заявила депутат.

Также она сообщила, что Верховная Рада еще должна принять законопроект, который согласует полномочия между министром и государственным секретарем:

– Мы должны законодательно предоставить механизмы государственному секретарю, и тут я буду просить о поддержке законопроекта 4526-д о распределении полномочий между министром и государственным секретарем и об изменениях ко всем законам центральных органов исполнительной власти. В законе о государственной службе мы не могли внести изменения в другие законы, такие как про Антимонопольный комитет, Счетную палату. И у нас сегодня выходит абсолютно ненормальная ситуация, когда министры и госадминистрации живут по закону о государственной службе, а все остальные органы живут по другим правилам, – подчеркнула депутат.

А будет ли обновление за счет незапятнанных лиц – профессионалов и патриотов?

Денис Бродский, предшественник Константина Ващенко на должности государственного кадрового нацагентства, говоря о непрописанности функций, отметил:

– Порядочные люди не идут на работу с непонятными функциями и полномочиями, сами конкурсы на госсекретарей могут стать фикцией.

 

– Я считаю, что конкурс на госсекретарей проводится преждевременно. Он имеет все угрозы превратиться в очередную реформаторскую фикцию от нашего правительства. Потому что полномочия этого человека непонятны. Каким образом он будет обеспечивать внедрение политики министерства? Какими инструментами он будет руководствоваться, чтобы выполнять волю министра? – риторически спросил Бродский.

В то же время, он выразил надежду на то, что даже при таких неопределенных условиях в исполнительную власть могут прийти честные люди и бороться внутри системы с той же коррупцией. И если, мол, система не сможет реформироваться, они ее уничтожат изнутри.

Константин Ващенко ответил философски, афоризмом писателя-экзистенциалиста Альбера Камю: «Всякий новый порядок устанавливается после хаоса», заметив при этом, что могильщики старого мира (Робеспьер или Горбачев) произросли из его же недр.  

Другой эксперт от платформы «Новая страна» Сергей Сорока выразил сомнения, что при нынешних правилах игры и традиционной инерции состав министерств существенно обновится – он уверен, что конкурсы на должности государственных секретарей выиграют действующие работники министерств.

Сорока пояснил, что действующие сотрудники министерств четко понимают, на какую должность они идут и чем будут на ней заниматься. А люди не из системы не придут из-за недоработанного законодательства.

 Когда новый человек попадает в министерство, в нынешней ситуации он - как котенок, которого бросают в речку,  выплывет или не выплывет, неизвестно. Почему? Во-первых, четко не распределены полномочия министра, его заместителей и государственного секретаря. Предусматривалось, что эти полномочия четко будут записаны в законопроекте 4526-д, который до сих пор висит в Верховной Раде и блокируется, не знаю кем.

Эксперт добавил еще один необходимый компонент успеха кадрового обновления:

– Второй нормативный акт, который должен был быть принят, это так называемая концепция формирования группы реформаторских кадров. Все эти шаги прописаны в стратегии реформирования государственного управления Украины на 2016-2020 годы, который принят правительством в конце июня. То есть, до объявления конкурсов должны были быть выполнены определенные шаги, которые минимизировали бы риски конфликта между министром, заместителем и государственным секретарем, риски саботажа со стороны аппарата, сказал Сорока.

– Нужно понимать, что реформа госслужбы не решает всех вопросов, которые связаны с госуправлением в целом. Это только один институт. И вопрос реформы Кабмина, административной процедуры, изменения подходов к анализу политики, ее формированию, принятию решений – комплекс вопросов, ответ на которые должна дать реформа госуправления в общем, – добавил ближе к концу дискуссии Константин Ващенко, еще раз сделав акцент на необходимости до конца декабря иметь профессиональных и политически незаангажированных государственных секретарей, успешно победивших на публичных конкурсах.

На вопрос-реплику от корреспондента QHA о том, что мы уже имели крепких профессионалов в силовых органах, которые не только не смогли отстоять территориальную целостность страны в Крыму и на Донбассе, но в массовом порядке перешли на сторону оккупантов, нарушив присягу, участники дискуссии ответили, что конкурс объявлен не в тех силовых структурах, которые подчинены президенту, а в отраслевых министерствах, но досье на конкурсантов на некоторых этапах отбора все же  будут изучаться.

Отметим, что, на наш взгляд, институт госсекретарей при Леониде Кучме был в свое время ликвидирован не столько из-за неопределенности функций министра и госсекретаря, сколько из-за политических разборок внутри властной элиты. И где гарантия, что при нынешней неопределенности полномочий президента и его администрации и негласного дублирования последней функций Кабмина госсекретарь не станет «государевым оком» в министерстве? А ведь это чревато противостояниями между ветвями власти, подобные которым мы наблюдали в период президентства Виктора Ющенко.

Тем же, кто опасается, что новые госсекратетари – это очередное расширение штата, в конце материала приведем обнадеживающую цифру: благодаря новому закону количество государственных служащих должно сократиться с 260 тысяч до 150 тысяч человек.

Александр Воронин

ФОТО: QHA, интернет

QHA