КИЕВ (QHA) -

Понятно, что сфера влияния террористической организации сельского имама Фетхуллаха Гюлена (FETÖ) распространяется не только на Турцию, но и на другие государства. Основой целью деятельности FETÖ в Турецкой Республике, как выяснилось в результате попытки переворота 15 июля, стал захват власти и уничтожение светского государства, построенного Ататюрком. Но для реализации этого плана Гюлену и его сподвижникам было бы недостаточно влиять на внутренние политические и социальные процессы только в пределах одного государства. Чем сильнее организация будет за пределами Турции, тем сильнее она может быть внутри государства.

В достижении основных целей фетуллаховцы, конечно же, делали ставку на религию и образование. В тюркских или мусульманских странах (Азербайджан, Узбекистан, Казахстан и др.) для создания базы верных последователей, обучения и внедрения своих кадров в госструктуры различных уровней, использовалась миссионерская деятельность по популяризации религиозных знаний. Конечно же, и в этих странах никто не отмахивался ни от создания школ, ни от коммерческого расширения фирм и компаний, покрывающих финансовые расходы FETÖ, создания сети лояльных общественных организаций, культурных центров.

Что касается государств, где ислам не доминирует, то здесь упор шел на светское образование. Самое простое и естественное – открытие общеобразовательных школ, на базе которых можно выстраивать работу и с учениками, и с их родителями.

Конечно, достижение всех поставленных и озвученных выше целей невозможно без верных членов FETÖ, которых собралось немало как в Турции, так и за границей. Счет идет на десятки тысяч. Вполне логично возникает вопрос, каким же образом FETÖ удалось собрать такое количество участников втайне, без громких агитационных программ?

Читайте на QHA: Члены FETÖ осядут в странах, расположенных рядом с Турцией

Образовательный механизм

Существует масса методов по вербовке новых людей в структуру. Одним из самых коварных, пожалуй, является воспитание детей еще в школьном возрасте для дальнейшей работы на благо организации. Имамы и оджалар-преподаватели не просто обучали детей в школах Фетхуллаха Гюлена, там велась большая работа, когда учеников оценивали на лояльность, близость к организации, оценивали, насколько он может быть полезен. Например, ребенок далек от религиозных вопросов, но хорошо поет, быстро бегает, побеждает на олимпиадах по математике и физике – все это учитывалось в работе. Смотрели не только на ребенка, но и на его родителей - насколько они весомы и влиятельны. В симферопольской школе гюленовцев учебный год обязательно начинался с выступления вице-премьера или вице-спикера, который «по случайному» стечению обстоятельств учил свое чадо именно в этой школе. Таким «нужным» детям обучение в школах предоставлялось обычно бесплатно.

Кроме того, большая работа по привлечению детей проводилась именно в Турции. Специальная группа преподавателей колесила по всей стране, приезжала в забытые села, проводила тестирование среди детей. Умненьких, одаренных, подающих надежду приглашали в гюленовские школы на полное содержание, давали хорошее образование – а потом использовали. Один из преподавателей организации FETÖ, который жил в Крыму, так и говорил: «Нас в семье было 9 детей. У отца разве была возможность нас учить? Если бы не они – фетхуллаховцы, я бы сейчас в горах пас овец».

Проведение на высочайшем уровне различных международных олимпиад, конкурсов, на которых также отбирались потенциальные претенденты,  поездки для учеников и педсостава, научные конференции – все это неполный перечень в принципе естественной для любого учебного заведения научно-методической работы, которая в школах организации приобретала определенный вектор и миссию.  

Отбор детей в ряды FETÖ происходит как раз на той стадии развития личности, когда они наиболее «уязвимы» и подвергнуты внешнему влиянию. Но не все подходят организации, потенциальными «жертвами» в данном случае выступают талантливые, одаренные или обогащенные влиятельными родителями и родственниками дети, которые при удачном обучении в дальнейшем будущем занимают должности в государственных структурах, либо станут еще одной составляющей в финансовом аппарате организации Гюлена.

Открытие учебных заведений Гюлена происходило в результате сотрудничества турецких и местных организаций или бизнесменов. С первого взгляда никакой связи между ними и самим Фетхуллахом Гюленом нет, что вполне очевидно, если учитывать структуру FETÖ. Тем не менее, если связь Гюлена со школой не очевидна, она все равно считается «гюленовской», так как руководитель, преподаватель или администратор такого заведения воспринимает имама как религиозного и духовного лидера.

Одним из ярких признаков этих школ является разделение учащихся по гендерному признаку. Девочки и мальчики обучаются по отдельности.

В качестве места обучения может выступать не только официальное учебное заведение, а и лагерь, кружки, а также дома или квартиры самих учеников. Или же отдельно арендованная жилая площадь – дерсхане, где оплату за аренду и коммунальные услуги производят доброжелательные «меценаты». Создаются абсолютно все условия не только для процесса обучения, но и для самого проживания в подобных «дерсхане», которые, по сути, становятся интернатами. Проживают ученики, конечно, не самостоятельно, а под надзором и контролем наставников – «ага», «абла». Поначалу, когда подобные заведения открывались в разных странах, в качестве наставников выступали турки. Но дальше на должность «смотрящего» назначались успешные выпускники подобных школ или дерсхане.

Как отзывались некоторые выпускники заведений Гюлена, «учеба тут сложнее, чем служба в армии». Причиной тому становились насыщенные занятия и большое количество домашних заданий. Помимо этого, «абла» и «ага» проводили беседы-сохбеты со своими учениками, обучая их «правильному» исламу. Зачастую обучение проводилось на основе материалов самого сельского имама Фетхуллаха Гюлена. В некоторых дерсхане на сохбетах могли говорить, что «дух Гюлена» витает в воздухе и все видит.

В результате долгого обучения часть детей отсеивалась, чаще всего это неподвластные влиянию, не оправдывающие в будущем надежд организации, а также те, в которых нет необходимости.

Учащиеся – основа структуры и потому создаются условия для их профессионального роста: участие в местных и международных олимпиадах, поступление в лучшие университеты в пределах своего государства или за границей, поездки по миру благодаря стипендиям и взносам родителей. А по окончанию образования они устраиваются на работу в государственные структуры, крупные фирмы и компании, где поднимаются выше по социальной и карьерной лестнице. Из отобранного в школе «золотого зерна» делают орудие влияния на еще более высоких уровнях, полноценный класс элиты организации, чтобы в нужный момент дать им команду к действию.

Несколько лет назад в Турции разгорелся нешуточный скандал, когда стало ясно, как члены организации Фетхуллаха Гюлена участвуют в коррупционных схемах по продвижению своих учеников на экзаменах на должности в госструктурах. Умные дети, с хорошими знаниями и показателями не могли пройти эти экзамены, потому что преподаватели-коррупционеры из организации Фетхуллаха Гюлена давали ход своим воспитанникам, имеющим гораздо более низкие рейтинги.

Финансовые рычаги

Одних из главных механизмов всей структуры Гюлена – бизнес-сектор и фонды. При наличии крепкого финансового механизма сохраняется и независимость самой структуры, что немаловажно. Так что совсем не удивительно, что в Турции после зачистки в рядах сотрудников государственных структур, стали проводить зачистки и в бизнес-секторе, где более 100 фирм и компаний подозревались в сотрудничестве с FETÖ.

Каждому члену организации придется платить так называемый «химмет» (himmet) - благодеяние, подаяние, помощь, которую вносить обязаны все без исключений. Сколько – зависит уже от статуса на мировой или государственной арене самого участника организации. Если бизнесмен должен платить, например, 10% от дохода, то служащий может платить лишь 5%. По сути, бизнесмен может заплатить и ни один миллион долларов от своих доходов, а служащий - всего лишь 100 долларов.

Помимо внесения платы за место в рядах организации на бизнесменов возлагается еще одна миссия – популяризация проектов FETÖ и призывы присоединиться к их реализации, а значит, соответственно, тоже вложить определенный капитал.

Фетишизация духовного лидера

Организация FETÖ ,как и любая другая религиозная секта, создала своего идола из простого деревенского имама Фетхуллаха Гюлена. Благоприятная картинка такого доброго и немощного на первый взгляд старого человека, конечно, действует как психологический фактор. Разве можно в нем разглядеть потенциальную угрозу? 

Последователи Фетхуллаха Гюлена видят в нем «Мехди» - посланника Всевышнего. Его действия, как религиозного лидера и, собственно, проповедника, рассматриваются как нечто священное. Все, к чему он прикасается, тут же становится "святой вещью", на которую можно молиться и поклоняться, и за которую даже готовы убить. Он – "мессия, несущий волю Божью". Пожалуй, именно так, если вкратце, можно обрисовать приблизительную картинку в мыслях верующих участников FETÖ. Все это смахивает на сумасшествие, присущее религиозным сектам, но, к сожалению, оно стало реальностью.

О подобном фанатизме было известно еще до попытки военного переворота в Турции 15 июля, однако именно после переворота бывшие члены организации Гюлена открыто о нем заговорили. Поклонение деревенскому имаму становилось темой обсуждения в прямых эфирах ТВ-каналов или в публикациях различных средств массовой информации.

Так, Ахмет Келеш, бывший сподвижник Гюлена, в прямом эфире турецкого канала HaberTürk рассказал немного о лидере FETÖ.

В первую же очередь он отметил, что Гюлен выглядит как скромный и добрый человек. Но за обманчивой маской прячется личность, страдающая манией величия, жаждущая власти и контроля над всеми.

Особым ритуалом, по словам Келеша, было целование рук Гюлена его приспешниками, а его остриженные волосы и ногти никогда не выбрасывались, а сохранялись как "священная реликвия".

- Как-то мы собрались вместе на один из праздников. Сидеть за одним столом с Гюленом было чем-то великим, чрезвычайно важным событием. Один из пришедших, после того как Гюлен поел, взял салфетку и вытер ему рот. А затем оторвал один кусочек и съел его. Я лично был свидетелем этого. Дело иногда доходило до безумия. Были и такие, кто хотел бы быть похороненным в салфетках, которыми вытирали рот Гюлену.

Упомянул в своем интервью Келеш и случаи драк за объедки духовного лидера, которые самого Гюлена только забавляли. Он это прекрасно видел, но ничего не предпринимал и только молча усмехался.

Еще один из бывших сподвижников Гюлена, Саид Альпсоя, вышел из организации после 17–летнего членства в ней. Изданию «The New Yorker» он рассказал другой случай проявления дикого фанатизма. На одну из церемоний FETÖ пришел человек в обуви, ранее принадлежавшей Гюлену. Последователи оторвали от нее кусочек кожи, сварили, а затем употребили в пищу, принимая за нечто священное.

Среди странных привычек последователей FETÖ было и внезапное желание целовать ноги Гюлена или употребление воды из его обуви, что было демонстрацией глубочайшей любви к нему. Фетишизируется все, что имеет отношение к лидеру – одежда, выпавшие волосы, брови, борода, использованные им салфетки, стаканы, платки, недопитая вода, недоеденная еда.

Особым ритуалом стал выбор имени новорожденному, которое давалось Фетхуллахом Гюленом. Старик и знать не знал о ребенке, но благодарные и зомбированные родители-последователи ждали, когда же Гюлен снизойдет и назовет малыша каким-то именем. Оно передавалось через посредников, а родителями даже не обсуждалось.

Сложно поверить, что члены организации, будучи здравомыслящими людьми, могли до такой степени возводить в ранг пророка обычного старика, объявившегося себя мессией.

Продолжение следует...

На фото: Фетхуллах Гюлен во время проповеди, в которой он разразился проклятиями в адрес Турции и турецкому народу

QHA