КИЕВ (QHA) -

Корреспондент QHA побеседовал с экспертом о возможном введении визового режима пересечения границы с Россией, да еще и в контексте перспективы отмены виз для украинцев со стороны Запада. Но сперва  предыстория последней, преимущественно – заочной, информационно-дипломатической полемики.

Напомним, в российских «Известиях» была опубликована неофициальная информация о том, что в недрах Кремля рассматривают возможность разрыва дипломатических отношений с Украиной. В качестве асимметричного ответа многие наши соотечественники предлагают ввести визовый режим пересечения границ с нашим агрессивным и непредсказуемым соседом. Такую позицию, как мы уже сообщали, разделяет и политтехнолог Тарас Березовец:

– Это нужно было сделать еще два года назад. Это самое малое, что нужно сделать, чтобы поставить русских на место. Они давно на это напрашивались, – отметил он на своей странице в Facebook и для подтверждения своей мысли добавил:

– Украина за два года стала совершенно другой страной, и в случае введения визового режима с РФ ее партнеры в США и Евросоюзе «слова не скажут».

А что по этому поводу думает официальная власть? Министр иностранных дел Украины Павел Климкин в комментариях для прессы подтвердил возможность введения визового режима для граждан России, желающих посетить Украину. До этого, напомнил он согражданам, была практика въезда россиян в Украину только по загранпаспортам и только через международные и межгосударственные пункты пропуска.

Тем не менее, глава украинского внешнеполитического ведомства отметил и ряд сложностей, связанных с возможным изменением формата пересечения нашей границы:

– Россия сразу начнет использовать введение визового режима, раскручивая в медиапространстве случаи, где люди пожилого возраста или дети не могут увидеть своих родственников. Это будет спираль пропаганды, которая будет раскручиваться бесконечно, – спрогнозировал Климкин. Кроме того, он заметил, что для выдачи виз нужна соответствующая инфраструктура:

– С точки зрения логистики, это требует коренных изменений возможностей наших консульств. Например, по нашим предварительным подсчетам, нам нужно более ста дополнительных должностей консульских сотрудников. Но это вполне реальная задача, согласился глава МИД и призвал общество к трезвому осмыслению проблемы:

– Поэтому сначала давайте определимся, что принесет введение визового режима в плане безопасности. Если ответ «да» – то будем действовать, если «нет» – найдем другие решения, – подытожил министр.

QHA решило выяснить: какие еще препятствия есть на пути возможного внедрения визового режима с Россией и целесообразно ли вообще его вводить? Для этого мы связались с директором Института политического анализа и международных исследований Сергеем Толстовым.

Сергей Валерианович, насколько серьезна готовность Москвы разорвать дипломатические отношения с Киевом?

– Я думаю, что эти сообщения следует рассматривать в контексте информационного воздействия на украинское общество и попытки оказать определенное давление на официальный Киев.

Какой должна быть реакция нашей власти, в частности МИДа?

– Не думаю, что на газетное сообщение, да еще со ссылкой на анонимные источники, следует как-либо серьезно реагировать. Той реакции, которую продемонстрировал наш МИД, считаю, было вполне достаточно.

А как быть со встречным предложением: ввести визовый режим с Россией?

– Эта идея давняя, ее раньше озвучивали и Александр Турчинов, и Андрей Парубий. Но прежде чем менять правила, нужно взвесить: что это даст стране и ее людям? Какой смысл введения визового режима, представляющего собой, по сути, дополнительное организационное препятствие для граждан? Ведь для контроля за пересечением границы разными отечественными ведомствами достаточно воспользоваться электронной базой пограничной службы, где и так исправно фиксируется передвижение конкретных лиц.

То есть пока это скорее пиар или, скажем более корректно, контрпропагандистская инициатива? А что она принесет среднестатистическому украинцу, если все-таки трансформируется в нормативный акт?

– Дополнительные неудобства, поскольку оформление визы отбирает время, деньги и нервы. И это к тому, что наши люди и так имеют немалые экономические проблемы высокие тарифы на коммунальные услуги и безработицу, вынуждающую людей искать работу за пределами родного Отечества, что на Востоке, что на Западе, хотя бы и для того, чтобы эти тарифы оплатить…

Я не думаю, что наша власть нуждается в дополнительном протестном электорате. В конце концов, наши «заробитчане» едут в Россию не от хорошей жизни, а из-за того, что не могут найти применения своим навыкам на родине.

В контексте полузабытой ныне многовекторности (которую некогда олицетворяли президент Кучма и министр Зленко) спрошу: может, обратимся к Западу? Ведь там и так много наших гастарбайтеров.  Если станет труднее работать в России (отметим, что многие патриоты туда уже принципиально не ездят с 2014 года), может, Европа нам в этом поможет? Тем более  обещала. В какой стадии находится там рассмотрение вопроса предоставления безвизового режима украинцам?

 После недавнего миграционного кризиса, а особенно после британского референдума, в ЕС перестали обсуждать эту проблему. Хотя уже в следующем месяце Европарламент формально должен утвердить ранее разработанную и согласованную Советом Европы по юстиции внутреннюю директиву. Она, среди прочего, позволит ЕС в одностороннем порядке произвольно приостанавливать, отменять, ограничивать безвизовый въезд для украинцев.

А когда именно Европа формализирует эту процедуру не совсем понятно. Нынешний председатель Европейского Совета Дональд Туск на конец октября запланировал дискуссию об особенностиях миграционной политики по отношению к Украине, РФ и другим странам Восточной Европы. Но думаю, что с повесткою дня будут тянуть до конца года. Ведь многие европейские политики и чиновники рассматривают боевые действия на Донбассе как фактор,  значительно усиливающий миграционные настроения украинцев.

Дональд Туск – сейчас один из главных еврочиновников, а не так давно был премьером Польши. Несмотря на некоторое охлаждение отношений между Киевом и Варшавой (после принятия известной резолюции польского Сейма о Волынской резне 1943 года) Польша все же остается одним из главных проводников наших интересов в Европе. Может ли она в двустороннем порядке ослабить для украинцев режим пересечения своей границы и облегчить вопрос трудоустройства?

– Некая свобода маневра в действиях у Варшавы имеется. Польская власть может применить определенную либерализацию миграционного режима для отдельных категорий украинцев, но лишь в рамках общей миграционной политики Европейского Союза, с которым она связана двумя специальными соглашениями.  

Напомним, в конце июля после увольнения посла России в Украине Михаила Зурабова временным поверенным в делах РФ в Украине стал Сергей Торопов. Позже РФ запросила у Киева предварительное согласие на назначение послом РФ в Украине Михаила Бабича.

В МИД Украины ответили, что Россию в Украине будет представлять поверенный в делах и Киев не может обсуждать кандидатуру нового посла РФ из-за продолжающейся российской агрессии, при этом подчеркнув, что речи о полном разрыве дипломатических отношений с Россией не идет.

Как ранее сообщало QHA, в Кремле задумались над вариантом разрыва дипломатических отношений с Киевом в качестве одной из «ответных мер» на якобы украинский теракт в Крыму.

Тем временем Германия призывает и Украину, и Российскую Федерацию воздержаться от дальнейшего обострения ситуации после провокаций в Крыму, говорится в заявлении министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера:

 

 Мы ожидаем, что обе стороны воздержатся от шагов, которые могут привести к дальнейшему обострению ситуации, сказано в заявлении.

Министр также призвал обе стороны продолжить работу над реализацией Минских соглашений.

Александр Воронин

ФОТО: интернет

QHA