КИЕВ (QHA) -

Именно об этом эксперты предметно говорили на круглом столе, проведенном 21 июня 2016 года в Национальном институте стратегических исследований (НИСИ).

Когда к штыку приравняли перо, всяк вынужден защищаться

Это уже второе мероприятие с подобной тематикой за последнее время. Первое, на базе парламентского комитета по международному сотрудничеству, состоялось чуть больше месяца тому – после убедительной победы Джамалы на «Евровидении» в Швеции, но и после провального для нашей страны результата референдума в Нидерландах.

Тогда дискуссию помогло организовать представительство немецкого международного фонда Блейзера в Украине, на этот раз свое плечо подставил киевский офис американского Института Кеннана.

Во время нынешней профессиональной дискуссии чиновники различных ведомств, культуртрейгеры, менеджеры мультимедийного бизнеса, а также представители общественных инициатив предложили координировать свою деятельность, особенно в сфере международного сотрудничества, дополняя работу профессиональных дипломатов, бизнес-ассоциаций и совместных торговых палат проведением украинских выставок, презентацией фильмов, организацией концертов и фестивалей за рубежом.

Но не только там, во внешнем мире. «Украина хорошо скроена, но плохо сшита» – эта старинная истина отчетливо проявилась  в драматическом для нас 2014 году, когда произошла аннексия Крыма, а семена настроений «регионального патриотизма» (с типичным мифом последних десятилетий – «Донбасс кормит Украину») дали буйные всходы сепаратизма.

Естественно, эти плоды были тщательно взлелеяны селекционерами так называемой «русской весны», а в качестве скреп идеологи неоколониализма применяли, казалось бы, несовместимые имперские, советские и псевдоправославные («Москва – третий Рим») составляющие.

Мощный пропагандистский удар Кремля по неподготовленной аудитории был для него облегчен еще и непропорционально слабой конкурентностью украинского информационного и культурного контента на Юге и Востоке страны.

В результате русскоязычный обыватель был напуган «кровожадными бандеровцами» и «боевиками Меджлиса». Свою негативную роль сыграли и опрометчивые, а иногда и откровенно провокационные заявления отдельных наших ура-патриотов, которые Кремль обильно цитировал, продолжая зомбировать телеаудиторию.

Что говорить, если даже в талантливом сериале Сергея Урсуляка «Ликвидация» в лесах под Одессой действуют вооруженные отряды ОУН, руководимые немецким агентом, который отчего-то не убежал в Южную Америку по примеру коллег, а продолжал выполнять задание уже разгромленного рейха?..

Поэтому в ходе круглого стола много говорилось не только о значении пропаганды традиционного и современного украинского искусства за рубежом, но и о деле возрождения «чуття єдиної родини» внутри страны, хотя бы и для того, чтобы дать отпор клевете и кремлевским интепретатациям сегодняшних фактов и событий ушедшей тоталитарной эпохи.

Здесь полезным может быть опыт проведения международного фестиваля искусств Intermezzo в Виннице, на родине украинского класика Михаила Коцюбинского, в творчестве которого, кстати, исследователи находят немало крымских мотивов.

Забавно, что первые «парламентские слушания» в так называемой ДНР в ноябре прошлого года были посвящены проблеме предания на контролируемой сепаратистами территории украинскому языку статуса второго государственного.

Вероятно, местным «суверенным» князькам (чья «независимая» геральдика – слепое копирование вариаций российского двуглавого орла) кремлевские кураторы наконец-то объяснили, что не собираются их аннексировать по-крымскому примеру и посоветовали наводить мосты с киевской метрополией. А как проводить выборы в украинском государстве и по минским соглашениям, ежели у вас в регионе украинский язык – в подполье?

Между прочим, НИСИ, на базе которого проходила дискуссия, давно славится своими исследованиями на пограничье общественных дисциплин. «Влияние российской имперской ментальности на социкультурное отчуждение в Украине: пути преодоления» и «Об информационной-психологической составляющей агрессии Росийской Федерации против Украины в 2014 году» – вот названия только двух аналитических записок, подготовленных экспертами института.

К слову, на круглом столе был презентован и последний 16-й номер «Агоры» (периодическое издание журнального типа киевского офиса Института Кеннана) с характерной тематической направленностью: «Оружие и культура как факторы внешней политики Украины».

А вышла тематическая «Агора» еще в апреле, когда в нашей Дипломатической академии состоялся Второй форум культурной дипломатии Украины. 

Стратегия публичной дипломатии крымских татар на подходе

Вскоре должны презентовать другой важный документ  «Стратегию публичной дипломатии крымскотатарского народа».

– Подготовка стратегии достигла финального этапа и практически готова к обнародованию,  сообщила на другом информационном мероприятии 21 июня 2016 года первый заместитель министра информационной политики Украины Эмине Джапарова.

– Это документ, который дает дорожную карту, как именно крымским татарам популяризировать себя не только внутри украинского общества, но и за рубежом, сказала замминистра, отметив при этом, что для многих коренной народ полуострова по-прежнему остается Terra incognita.

– Только после аннексии мир начал интересоваться крымскими татарами как этносом, победа Джамалы придала этому интересу к нашему народу и к его истории дополнительный импульс, – подчеркнула Джапарова, добавив, что именно в истории кроются ответы, почему крымские татары против оккупации и публично не приняли аннексию.

Напомним, что стратегия публичной дипломатии крымских татар реализуется в рамках проекта «Защита прав крымскотатарского народа средствами публичной дипломатии», поддержанного Эстонским институтом прав человека.

Проект начался еще в сентябре прошлого года и продлится до сентября следующего. Его цель – поднять уровень осведомленности международного сообщества об истории, культуре, современном положении крымских татар на полуострове. В рамках проекта, кроме разработки стратегии публичной дипломатии, будут подготовлены информационно-просветительские видеоролики и мобильная фотовыставка, которые планируют представить в рамках работы ООН и Европарламента.

Еще раньше, когда о подобной стратегии лишь заговорили, Джапарова в разговоре с журналистами отмечала, что стратегия будет включать в себя миссию, цели и задачи на несколько лет. Также она говорила и о том, что  сейчас нужно акцентировать внимание не только на трагической истории крымских татар, но и на их умении дальше жить и развиваться.

А в недавней статье для «Европейской правды» Дмитрий Кубив, который при нашем МИД курирует проблематику непротокольной дипломатии, говоря об ее специфике, отметил:

– Там, где официальная дипломатия вынуждена говорить за закрытыми дверями, публичная дипломатия говорит открыто – в конференц-залах, галереях, квартирах, концерт-холлах, на площадях и улицах. Там, где официальной дипломатии не откроют дверь, публичную дипломатию гостеприимно пригласят войти внутрь.

Эта дипломатия позволяет держать важные внешнеполитические темы на плаву в море сотен других тем. Она, в конце концов, позволяет достучаться до тех, кого не интересует государственная политика, но интересуют открытые дискуссии, наука, искусство, тексты, музыка, мода, еда, люди и все, что называется lifestyle.

С этим выводом специалиста по публичной дипломатии сложно не согласиться.

И дипломаты, и диаспора  помочь могут многие

В июле прошлого года в стране началось формирование сети публичной дипломатии Global Ukraine, активисты которой создали настоящую платформу глобальной взаимопомощи украинцев за рубежом, в том числе в среде диаспоры. Спустя год инициатор создания Виолета Москалу отметила, что 15-16 июля этого года в Киеве состоится ІІІ Форум Global Ukrainians, на котором будут подведены итоги сделанного.

 

– Но уже сейчас понятно, что ключевыми факторами успешного продвижения интересов Украины в мире является синергия совместных действий, копродукция, совместные проекты, которые помогут улучшить имидж Украины и ее место в мировой политической иерархии. Важный стратегический фактор – это удачное сочетание народной бизнес-дипломатии и культурной дипломатии,  отметила руководитель сети Global Ukrainians.

С этим тезисом никто из участников круглого стола не спорил, но в ходе дискуссии многие отмечали трудности, с которыми сталкиваются наши энтузиасты в ходе реализации культурного прорыва на Запад. Первая и самая главная беда  слабая материально-финансовая база украинских представительств за рубежом.

Модератор дискуссий, заместитель директора НИСИ, кандидат исторических наук Василий Яблонский вспомнил, в каких условиях пришлось проводить в Париже вечер, посвященный Симону Петлюре:

– Наш культурный центр располагал там всего лишь одним компьютером и дюжиной картин…

Мешает и неповоротливость государственной машины принятия решений, с ее практикой всевозможных согласований. Наталья Мусиенко, ведущий научный сотрудник Института проблем современного искусства Национальной академии искусств в качестве казуса рассказала об идее нашего культурного атташе в Великобритании организовать выставку-показ «Влияние украинского народного костюма на современную моду». Пока собирались, аналогичную выставку провели россияне, перехватив идею культурной инициативы.

Впрочем, примеры удачной пропаганды нашей культуры за рубежом имеются. Международный успех Джамалы, гигантская популярность рок-группы Святослава Вакарчука «Океан Ельзи» на всем постсоветском пространстве или практика проведения международных фестивалей этнической музыки «Країна мрій» лидером группы «Вопли Видоплясова» Олегом Скрипкой – наиболее яркие тому доказательства.

Меньше известны успехи нашей культурной дипломатии на ниве менее массовых видов искусства. Влад Троицкий и его театр Dakh, по мнению критиков и искусствоведов, наиболее грамотно подошли к «раскрутке» своих спектаклей за рубежом.

Сначала в Украину приезжает маститый иностранный режиссер, потом с труппой «Даха» они ставят спектакль в Киеве, но на гастроли выезжают за рубеж, в том числе на родину постановщика. При таком грамотном ходе хорошая пресса украинским артистам обеспечена. При этом лавры, естественно, достаются и нашей стране в целом.

В большой обзорной статье руководитель Global Ukraine перечисляет наиболее резонансные проекты нашего современного искусства за рубежом, среди которых и передвижная выставка «Правдивые свидетельства: от Революции Достоинства до современности», куратором которой была уже упомянутая выше Наталья Мусиенко, выпустившая относительно недавно фолиант «Мистецтво Майдану».

Другой проект не просто демонстрирует миру талант его автора, но и рассказывает о судьбах раненных в АТО бойцов. Имеется в виду выставка фоторабот Тараса Полатайка, с успехом представленная во многих ведущих галереях мира. Фотохудожник долго посещал столичное отделение хирургии военного госпиталя, благодаря чему теперь иностранцы знают хоть часть правды о «внутреннем» (по версии российского МИДа и телевидения) конфликте в Украине.

Но наиболее успешными, по мнению Мусиенко, могут стать мультикультурные мероприятия, такие как фестиваль «Дни украинской культуры в Вене», ораганизованный при непосредственном участии активистки Global Ukrainians Александры Саенко. Это событие в прошлом году вызвало в столице Австрии настоящий фурор. Вскоре подобные фестивали должны состояться на родине Моцарта в Зальцбурге, а также в Португалии, где на заработках находится большое число наших земляков.

На очереди – дискуссия в стенах парламента

И директор Киевского офиса Института Кеннана Екатерина Смаглий, и главный эксперт группы «Культура» Реанимационного пакета реформ Наталья Кривда, и Оксана Разумная, курирующая сектор культуры НИСИ, и другие эксперты в ходе дискуссии делились удачными примерами народной и культурной дипломатии, предлагая нашим профессиональным дипломатам взять на вооружение многолетний удачный опыт работы иностранных посольств и культурных центров, а также призывали шире использовать возможности частно-государственного партнерства в деле финансирования проектов культурной дипломатии за рубежом.

Кстати, выяснилось, что не обойтись и без законодательной поддержки подобной деятельности. Поэтому на круглом столе было предложено организовать парламентские слушания, инициаторами которых могли бы стать сразу несколько профильных комитетов Верховной Рады, поскольку тема культурной дипломатии находится на стыке межведомственных интересов МИДа, Минкульта, Министерства информационной политики и, наконец, нового Министерства по делам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц.

А присутствовавшая на этом мероприятии председатель Комитета ВР по иностранным делам Анна Гопко подтвердила, что не против инициировать проведение такой дискуссии уже на парламентском уровне.

Александр Воронин

ФОТО: QHA, интернет

QHA