КИЕВ (QHA) -

В период майских праздников в этом году популярность внутренних направлений в туристической отрасли РФ упала на 15–30%, пишет Коммерсант. Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин информирует о том, что оккупированной Россией Крым показал наиболее заметное падение продаж в период майских праздников. Поскольку на полуостров отправились отдыхать на 38% меньше туристов, чем в 2016 году.

Не вселяет оптимизма и сообщение так называемого Совета министров Крыма о том, что из 428 крымских пляжей к курортному сезону пока готовы только 109. Не лучше ситуация и в базе оккупационного Черноморского флота – города Севастополя. Так называемый вице-губернатор Владимир Базаров официально сообщил о том, что ни один пляж города не готов к летнему сезону. В городе насчитывается 55 пляжей, которые сданы в аренду предпринимателям. При этом, в марте текущего года расторгнуты договоры с 15 операторами пляжей, которые не выполнили взятых на себя обязательств.

Информагентство QHA попыталось определить, почему милитаризация Крыма и Севастополя не позволяет создать туристический рай на полуострове. Для этого мы определим актуальные проблемы города и приоритетные направления финансирования будущего Севастополя.

Развитие города осложнено существованием военного лобби

О том, что у командования ЧФ, мягко говоря, не сложились отношения с так называемым вио губернатора Дмитрием Овсянниковым, благодаря СМИ знают уже не только в Севастополе. Таким образом, любые планы городской "власти", касающиеся строительства объектов социально-культурного, туристического назначения наталкиваются на непонимание со стороны командующего оккупационным ЧФ Александра Витко.

В качестве примера журналисты местной газеты приводят недавнее обсуждение презентации Стратегии социально-экономического развития Севастополя до 2030 года, которую Овсянников представил в зале законодательного собрания. Именно там Витко, по-военному прямо, дал понять, что разрабатываемые планы правительства Севастополя по развитию городских территорий не учитывают интересов МО РФ.

Витко упомянул о военных заводах №№24 и 54 г. Севастополя, где по его словам, МО РФ желает построить жилые дома для военных, однако не может добиться от города подведения необходимых коммуникаций: не готовы документы по инженерным сетям.

Выступая в зале заксобрания, Витко также дал понять, что не допустит использования "земель Минобороны РФ в Севастополе" без согласования с ЧФ. Да и при согласовании, командующий уверен, что земли Севастополя предназначены, в первую очередь, для военных — для которых город-герой и строился изначально.

Таким образом, Витко пытается играть в свою игру, и, не советуясь с властями Севастополя, решает, где строить жилье для военных, и это подтверждают сказанные им слова.

- Жильё для военных мы будем строить ближе к центру, а в Молочной балке, возможно, разместим парк «Патриот», отметил он.

Таким образом, военное командование практически поставило так называемому руководству Севастополя ультиматум: без военных никаких движений, иначе будет плохо. О существовании военного лобби и намерении и дальше развивать Севастополь исключительно как военно-морскую базу ярко свидетельствуют и слова "севастопольского депутата" Дмитрия Белика.

- В Госдуме РФ назвали оскорбительным и неприемлемым генеральный план Севастополя: документ не учитывает ни исторический статус, ни сложившиеся в городе традиции, - сообщил он.

По мнению Белика, в Севастополе "есть места и высоты, какие ни в коем случае нельзя застраивать, они должны быть видны с моря, на них берут курс военные и гражданские корабли. Превратить город-крепость в обычный, застроенный многоэтажками регион, он считает оскорбительным (?) для Севастополя".

Битва за Фиолент: застройщики против экологов

Как оказалось, в битве за земли и инфраструктуру Севастополя участвуют не только городские власти и военные. Образно говоря, за кусок сладкого земельного и туристического пирога с усиленным рвением борются и беспринципные застройщики. 

Кто имел счастье побывать в Севастополе, не понаслышке знает, что самая синяя и прозрачная вода, самый прекрасный и чистый пляж находится на мысе Фиолент. Сегодня за место под солнцем именно тут, у самого Черного моря, борется строительная компания «Порфир».

Если коротко выразить суть конфликта между экологами и застройщиками, то строительная компания предлагает оборудовать прогулочную набережную и спуск к морю, а общественники и ученые хотят сохранить природу в первозданном виде. Здесь находятся: гидрологический памятник "Прибрежный аквальный комплекс у мыса Фиолент", ландшафтный госзаказник "Мыс Фиолент" и комплексный памятник природы с таким же названием.

Несмотря на это, застройщики хотят создать тут 300-метровую набережную. Группа компаний "Парангон", в которую входит ООО "Порфир", получила права долгосрочной аренды на четыре участка на Фиоленте общей площадью 14 гектаров, купив их 9 лет назад за почти 1 млн долларов. При этом, территория, на которой предлагают создать набережную, принадлежит Севастополю.

Кроме того, потенциальную проблему чистоте моря у мыса Фиолент несут и гостиничные комплексы, которые продолжает строить "Парангон" в районе Фиолента. По мнению "начальника отдела надзора в сфере особо охраняемых природных территорий и животного мира Севприроднадзора" Константина Горалевича, при строительстве на Фиоленте гостиничных комплексов застройщик должен обеспечить централизованную канализацию.

- Однако, отведение сточных вод в выгребные ямы может привести к оползням и обвалам. В том случае, если эти стоки просочатся в грунт. Именно это и произошло несколько лет назад в районе Георгиевского монастыря, - отметил Горалевич.

При этом существует робкая надежда, что ландшафтный заказник на мысе Фиолент сможет получить "федеральный статус", что убережет его от уничтожения и бессмысленной, бессистемной застройки оккупантами в будущем. Однако, для этого ландшафтный заказник "Мыс Фиолент" и общезоологический заказник "Бухта Казачья" должны передать в ведение Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

Севастополь обречен на «арсенальное» будущее

12 мая с 18.00 до 21.00 в Севастополе запланировано проведение публичных обсуждений нового генплана города до 2025 года. Это формальная часть мероприятий, якобы направленная на то, чтобы каждый севастополец мог высказаться о судьбе города, выразить свои пожелания во всех десяти муниципальных образованиях аннексированного Севастополя.

Принять участие в обсуждениях, по словам "руководителей города", может каждый севастополец. Все участники слушаний получат на руки мини-бюллетени для голосования, в которых они смогут записать свои предложения и передать таковые в "президиум". Причем, данные предложения могут касаться любого района города, независимо от места проживания гражданина.

При этом, хотя генплан и выложен и на сайте "Департамента", практика показывает, что его интернет-страницы открываются довольно долго. Кроме того, далеко не все севастопольцы имеют компьютеры или интернет, что снижает их шансы внести изменения в генплан. 

Также помешать общественности и властям города изменить будущее Севастополя как одного громадного арсенала, напичканного оружием, могут и некоторые нормативные документы. В частности, принятый Госдумой "закон о включении Севастополя в Градостроительный кодекс РФ", вступивший в силу с 1 января 2017 года.

Среди прочих причин, которые задерживают сроки утверждения генплана - появление приказа №2 от 11.01.16 Минкульта РФ "о включении Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения", а также приказа №1279 от 08.06.16. Данный документ регламентирует включение Херсонеса в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Причем, эти действия уже повлекли за собой внесение изменений в проект генплана уже на третьем этапе его создания.

Эдуард Солодовник

QHA